Катехизатор

 

«…..- У меня Бог в душе! Главное — жить по совести, а Церковь и обряды не обязательны, у меня Бог в душе — приемлема ли такая позиция для православного христианина?

— Здесь элементарная ошибка, что такое — жить по совести? А где я узнаю, что значит «жить по совести»? Простой пример: мусульманин придет в Страстную пятницу в ресторан, покушает барашка, ещё что-нибудь, он совершит грех? Нет, конечно, потому что его совесть чиста. Сделает это православный христианин — это страшный грех. Убить человека — хорошо или — плохо!? Отомстить человеку — хорошо или плохо? Кто наш ближний — каждый человек или только свой по крови, по родству, и так далее? Так что совесть наполняется содержанием в соответствии с учением данной религии. Чтобы жить по совести, что нужно? Нужно изучать Священное Писание — какое?»
Без выбора веры человек не может жить по совести. «Интересно, какую религию ты выберешь, чтоб жить по совести? По одной совести можно убивать, по другой совести — нельзя. По одной совести — можно обманывать, потому что он не ближний, по другой — нельзя. По одной совести можно иметь несколько жен, по другой — только одну. О какой совести идет речь? Христианин тот, кто приобщен к Церкви, то есть к определенной общине, где существуют правила христианской жизни — богослужения, приобщение к таинствам, и так далее. Так что сказать: «у меня Бог в душе, я живу по совести», это, знаете ли, очень неопределенно».
«Никого не убивал, не грабил, не изменял своей жене, а что вы ещё хотите? А то, что я пронизан тщеславием, завистью, гордыней, жадностью, недружелюбием, ненавистью, так это ж разве грехи? Христианство все это называет злом души, а другое мировоззрение говорит: ты никого не убил, не ограбил, ты уже по совести живешь. Подумайте, какая разница! Это глубокая ошибка, так рассуждать.

Профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

010

икона

«…Я здесь, в России, видел много прекрасных византийских икон Воскресения Христова. Христос, как сильный муж, берет за руки Адама и Еву и выводит их из ада. Но замечали ли вы одну важную деталь? Он держит прародителей не за ладони, но за запястья. Почему Он так делает? Чтобы показать, что Адам и Ева мертвы и ничего не могут сами сделать для своего спасения. Когда человек просит тебя дать ему руку, ты протягиваешь ему руку, и он берет тебя за ладонь. Но мертвеца ты берешь за запястье, потому что он не может протянуть тебе ладонь и ты поднимаешь его силой. Так Господь хочет показать, что Он может воскресить даже человека, который мертв из-за своего греха. И ничто не может устоять перед силой любви Христовой».

Митрополит Лимасольский Афанасий

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

ЗАГРОБНАЯ ЖИЗНЬ

КАК ЖИВУТ НАШИ УМЕРШИЕ И КАК БУДЕМ ЖИТЬ И МЫ ПОСЛЕ СМЕРТИ — ПО УЧЕНИЮ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, ПО ПРЕДЧУВСТВИЮ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА И ВЫВОДАМ НАУКИ.

Труд монаха Митрофана 

Издание осуществлено с благословения митрополита Киевского и всея Украины Блаженнейшего Филарета

От редакции. Впервые эта книга увидела свет в 1880 году.

Она вышла одновременно на русском и французском языках и с восторгом была встречена читателями. Уже через полтора года возникла необходимость издать ее второй раз. Потом она издавалась еще и еще и пользовалась неизменным успехом.

Предлагаемый текст воспроизводит шестое издание, осуществленное в С.-Петербурге в 1897 году. При его подготовке учтены современные требования полиграфии, нынешней орфографии и грамматики. Все цитаты из священного писания приведены в соответствии с современным текстом Библии, изданной в 1983 году Московской Патриархией.

Из многочисленных предисловий, которые в прошлом веке сопровождали этот замечательный труд монаха Митрофана, мы отобрали несколько отрывков, наиболее ярко характеризующих отношение к нему отцев и праотцев наших.

ссылка на книгу:

http://www.dorogadomoj.com/dr713zag.html

 СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

(Смерть в отношении к бессмертию)

 ЧАСТЬ ВТОРАЯ

(Внутренняя связь и взаимное отношение между живыми

и умершими)

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

(Догмат учения Церкви о ходатайстве живых за умерших

и испрошение прощения грехов некоторым грешникам)

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

(Загробная жизнь)

Отдел I

(Загробная жизнь вообще)

Отдел II

(Первый период загробной жизни)

 Отдел III

(Второе пришествие Христово на землю. Воскресение мертвых.

Отдел IV

(Второй бесконечный период загробной жизни)

20.08.2017

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

 ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

09

 

 

2 3

 

4

 

ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА

   Иисус Христос, Господь и Спаситель наш, как любящий Отец, указывает нам пути или дела, через которыя люди могут войти в Царство Небесное, Царство Божие. Всем, кто будет исполнять Его наставления или заповеди, Христос обещает, как Царь неба и земли вечное блаженство (великую радость, наивысшее счастье) в будущей, вечной жизни. Потому таких людей Он называет блаженными, т.е. самыми счастливыми.

  • 1. Блажени нищи духом, яко тех есть царствие небесное. (Блаженны нищие духом (смиренные): потому что их есть (т.е. дано им будет) Царство Небесное).

Нищие духом – это такие люди, которые чувствуют и сознают свои грехи и недостатки душевные. Помнят они, что без помощи Божией ничего доброго сами сделать не могут, а поэтому ничем не хвалятся и не гордятся, ни перед Богом, ни перед людьми. Нищета духовная называется смирением, а добродетель ея – смиренномудрие – это основная христианская добродетель, потому что она противоположна гордости, а от гордости произошло всё зло в мире. Первый из ангелов стал Диаволом, первые люди согрешили, а потомки их ссорятся и враждуют между собой из-за гордости.

  • 2. Блажени плачущи, яко тии утешатся. (Блаженны плачущие (о грехах своих), потому что они утешатся.)

Плачущие – люди, которые скорбят и плачут о своих грехах и душевных недостатках. Господь простит им грехи. Он даст им ещё здесь, на земле, утешение, а на небе вечную радость. К блаженству могут вести скорбь и слёзы, вызываемые состраданием к несчастию ближнего, если эти слёзы искренни и сопровождаются делами милосердия и любви. Печалью же мира сего называется печаль без надежды на Бога, происходящая не из сознания своей греховности перед Богом, а из-за неудовлетворения честолюбивых, властолюбивых и корыстных стремлений. Такая печаль, через уныние и отчаяние ведёт к смерти духовной, иногда сопровождающейся и телесной (самоубийство).

  • 3. Блажени кроцыи, яко тии наследят землю.(Блаженны кроткие, потому что они наследуют (получат во владение) землю.

Кроткие – люди, которые терпеливо переносят всякие несчастья, не огорчаясь (без ропота) на Бога, и смиренно переносят всякие неприятности и обиды от людей, не сердясь ни на кого. Кроткие люди и сами не раздражаются и других людей не раздражают. Христианская кротость выражается, главным образом, в терпеливом перенесении обид, причиняемых другими, и есть свойство противоположное гневу, злобе, самопревозношению и мстительности. Кроткие получат во владение небесное жилище, то есть новую (обновлённую) землю в Царстве Небесном.

  • Блажени алчущие и жаждущие правды, яко тии насытятся. (Блаженны алчущие и жаждущие правды (желающие правды); потому что насытятся.)

Алчущие и жаждущие правды, это – те люди, которые, глубоко сознавая свою греховность, т.е. виновность перед Богом, горячо желают правды. Стараются угодить Богу жизнью своею по правде, т.е. по Христову Евангельскому закону, требующему от христианина самой святой справедливости во всех их отношениях к ближним. Они усердно желают правды, как голодные (алчущие) – хлеба и жаждущие – воды просят у Бога, чтобы Он очистил их от грехов и помог им жить праведно (желают оправдаться перед Богом). Желание таких людей исполнится, они насытятся, то есть будут оправданы.

 

  • Блажени милостивии, яко тии помиловании будут.

(Блаженны милостивые, потому что они помилованы будут.)

Милостивые – люди, имеющие доброе сердце — милосердные, сострадательные ко всем, готовые всегда помочь нуждающимся, чем только могут. Такие  люди сами будут помилованы Богом, им будет явлена особая милость Божия.

  • Блажени чисти сердцем, яко тии Бога узрят.( Блаженны чистые сердцем, потому что они Бога увидят.)

Чистые сердцем, это – те люди, которые не только явно не грешат, но и не таят порочных и нечистых мыслей, желаний и чувств в себе, в сердце своем. Сердце таких людей свободно от привязанностей и пристрастия к тленным земным вещам, и вообще свободно от греховных страстей, порождаемых самостью, т.е. самолюбием и гордостью. Люди чистые сердцем всегда, непрестанно помышляют о Боге.  Они берегутся от дурных дел и душу свою стараются сделать чистой, т.е. хранят ее от дурных мыслей и желаний. Они и здесь близки к Богу (душею всегда чувствуют Его), а в будущей жизни, в Царстве небесном, будут вечно находиться с Богом, видеть Его.

  • Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.( Блаженны миротворцы, потому что они будут наречены (названы) сынами Божиими.)

Миротворцы – люди, которые не любят никаких ссор. Сами стараются жить со всеми мирно и дружелюбно, и других людей, враждующих между собою, стараются примирить, или, по крайней мере, молят Бога об их примирении. Они уподобляются Сыну Божию, Который пришёл на землю, чтобы примирить согрешившего человека с правосудием Божиим. Такие люди будут названы сыновьями, т.е. детьми Божиими, и будут особенно близки к Богу.

  • Блажени изгнании правды ради, яко тех есть царствие небесное.(Блаженны изгнанные за правду, потому что их есть Царство Небесное.)

Изгнанные за правду – люди, которые так любят жить по правде, т.е. по Божьему закону, по справедливости, что терпят и переносят за эту правду всякие гонения, лишения и бедствия, но ничем не изменяют ей. Гонения неизбежны для христиан, живущих по правде Евангелия, потому что злые люди ненавидят правду (т.к. правда обличает злые дела их) и всегда гонят и всячески преследуют тех людей, которые отстаивают правду. Гонимым за правду, за их исповеднический подвиг, господь обещает Царство Небесное, т.е. полное торжество духа, радость и блаженство в селениях небесных будущей вечной жизни.

  • Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. (Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно(лживо) злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь тогда, потому что велика ваша награда на небесах.)

Здесь Господь говорит: если вас будут поносить (издеваться над вами, бранить, безчестить вас), притеснять и лживо говорить о вас худое (клеветать, несправедливо обвинять), и всё это вы будете терпеть за свою веру в Меня, то не печальтесь, а радуйтесь и веселитесь, потому что Вас ожидает великая, самая большая, награда на небесах, то есть особенно высокая степень вечного блаженства.

 

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

 

Таинства Православной Церкви

сканирование0001сканирование0002сканирование0003сканирование0004сканирование0005сканирование0006сканирование0007сканирование0008сканирование0009сканирование0010сканирование0011сканирование0012сканирование0013сканирование0014

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Богослужение

сканирование0001сканирование0002

сканирование0003

сканирование0004

сканирование0005

сканирование0006

сканирование0007

сканирование0008

сканирование0009

сканирование0010

сканирование0011

сканирование0012

сканирование0013

сканирование0014

сканирование0015

сканирование0016

 

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Митрополит Иоанн (Снычев). О заблуждениях католицизма

Всечестные отцы, братия и сестры!

Мое предыдущее послание было посвящено признакам Истинной Церкви Христовой. Теперь нам предстоит рассмотреть, как уклонения от этой Божественной Истины, допускавшиеся нерадивыми христианами, приводили к последствиям страшным, неисправимым — к отпадению от благодатной полноты Вселенского Православия. Дело человеческого спасения в лоне Святой Православной Церкви требует от нас отношения осознанного, благоговейного и разумного. Важность предмета и умножившиеся в наше время — время нестроений и смут — искушения и соблазны понуждают к особой осторожности и духовной бдительности. «Смотрите, поступайте осторожно,— поучает нас святой первоверховный апостол Павел,— потому что дни лукавы» (Ефес. 5: 15—16). Духовная беспечность опасна сегодня как никогда, ибо грозит нам последствиями страшными и неисправимыми — потерей чистоты и полноты спасительного, Богодухновенного вероучения Православной Церкви. Чтобы избежать этой беды, надлежит не только ясно знать и твердо держаться истины учения Христова, но и разуметь заблуждения еретиков и сектантов — да будет вера наша, обогащенная этим пониманием, крепче и осмысленней.

«Не дай, Господи, уклониться сердцу моему к словам лукавствия, для извинения дел греховных» (Пс. 140 :4),— вопиял царь Давид в своих молитвах, видя духовным оком немощь и растление человеческого естества, зная на собственном опыте удобопреклонность человека к тяжким падениям греховным.

В течение тысячи лет после Рождества Христова Единая Святая Соборная Апостольская Церковь, внимая этим словам, строго следила, чтобы никакое чуждое учение не могло смутить народ церковный и стать поводом для пагубных разделений и разномыслии.

Но это исповедническое стояние во истине Православия оказалось не всем по силам. Римские епископы, основываясь на центральном положении Рима, как имперского города, и на происхождении кафедры от первоверховного апостола Петра, уже с третьего века по Р. X. начали претендовать на особое, главенствующее положение во всей Церкви. Доколе Рим хранил чистоту Православия, Господь за веру миловал Западную Церковь, и претензии римских первосвященников не могли разрушить всецерковного единства. Всех еще связывала общность веры, Таинств и сознание принадлежности к единой Апостольской Церкви. Время от времени на Римскую кафедру восходили архиереи, прославившиеся борьбой за чистоту Православия и святостью личного жития.

Но, к несчастью для христианского мира, с течением времени амбиции римских первосвященников росли, гордыня все глубже и глубже пускала свои ядовитые корни в церковную жизнь Запада. «Я — Петр апостол,— писал папа Римский Стефан, ослепленный этой пагубной страстью, — по воле Божественного милосердия званный Христом, Сыном Бога живого, поставлен Его властью быть просветителем всего мира». Чье сердце не содрогнется от ужаса при виде подобного безмерного тщеславия, не останавливающегося перед претензией на Божественное достоинство вместо заповеданного всем нам спасительного смирения и покаяния?!

Но покаяния в Риме не произошло. Не встречая должного отпора, гордыня римских епископов росла и ширилась, пока, наконец, не принесла страшный плод — уверовав в свою мнимую непогрешимость, папы дерзнули покуситься на святая святых церковного вероучения, изменив Символ Веры и нарушив канонические основы церковной жизни.

Ими были введены новые догматы: сперва — об исхождении Духа Святого «и от Сына», с внесением этих слов в Символ Веры, затем — о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии, о папе как наместнике Христа на земле, главе всех Церквей и светских государств, о его непогрешимости в делах веры, о чистилище, о сверхдолжных заслугах и другие. Одним словом, нововведениями в области вероучительной (догматической) и канонической (церковных законов) стало искажаться самое учение Христа о природе Церкви.

Все это привело к отпадению католицизма от полноты Божественной благодати и от соборного единства Вселенской Православной Церкви. Стремление к господству над миром и активное участие в политических интригах стало неотъемлемой чертой католического мировоззрения. По мановению пап целые народы, взяв меч и крест, шли сражаться против каждого, кого Римский епископ признает своим врагом.

Неизбежным следствием такого положения вещей стал упадок нравственности и благочестия. Видя злоупотребления Римского епископа, в XVI веке от католицизма откололись протестанты, давшие, в свою очередь, жизнь многочисленным ересям и сектам. Так Рим оказался родоначальником множества пагубных заблуждений.

Из-за агрессивной политики пап тяжело складывались отношения католицизма с Православной Россией. Уже на заре крещения Руси, в конце X столетия по Р. X., папа Римский пытался отклонить св. равноапостольного князя Владимира от принятия Православия. Когда это не удалось, в ход пошли политические интриги и военное давление. На протяжении всей русской истории Рим не упускал возможности использовать сложности русской жизни в своих интересах. Тяготы татаро-монгольского ига папы пытались использовать для завоевания западных окраин России, направляя на нее оружие шведов, венгров и военизированных монашеских орденов. В Смутное время начала XVII века, когда Русь ослабла от междоусобиц и распрей, все повторилось опять. После революции 1917 года Рим был готов признать богоборческую власть в России, лишь бы ослабить Православную Церковь. Сегодня на Западной Украине под прикрытием так называемой «унии» католицизм развернул очередное наступление на Православие. Все это, чада мои, надо знать и помнить, чтобы мы могли здраво оценивать события, происходящие вокруг нас, и уберечь себя от обольщений и пагубных ошибок.

Итак, католическая церковь уклонилась в многочисленные заблуждения, которые разрушительно сказались на всей ее церковной жизни. Заканчивая свое послание, напомню вам еще раз главнейшие погрешности католицизма:

  1. Вопреки апостольским заповедям и решениям семи Вселенских Соборов, Римская церковь односторонне, без обсуждения и совета, внесла искажения в Символ Веры, подорвав самый корень благодатной церковной жизни.

  1. В угоду высокоумию римских первосвященников, католицизм измыслил и догматически утвердил противоречащие Истине Христовой положения о всемирном главенстве Римского папы и его непогрешимости.

  1. Презрев древнюю церковную традицию в совершении Таинств, католицизм самовольно изменил даже саму формулу крещения и миропомазания, внес самовольные искажения в Таинство Причастия, лишив мирян причащения Крови Христовой.

  1. Невзирая на пример самих апостолов Христовых, священнослужители католической Церкви обязываются к безбрачию.

Долго можно еще перечислять достойные сожаления и плача уклонения католицизма от истинного церковного вероучения. Но дело не в их числе. Нам, русским православным людям, скорбя и печалясь о заблуждении наших братьев, имея перед глазами этот горький пример, следует главное внимание обратить на самих себя. Пусть каждый спросит свою совесть: все ли он сделал, чтобы самому уберечься от лжеучений и уберечь от них, по возможности, и ближних своих? Зная о неисправностях других, заботимся ли мы об устранении собственных погрешностей? Живем ли по Заповедям Божиим и каемся ли, когда невольно или (не дай Бог) осознанно нарушаем их?

Возлюбленные! Будем же внимательны — и к окружающему нас лукавому миру, и к собственной грешной душе! Озаботимся своим спасением, докажем эту заботу жизнью праведной, чистой, соответствующей евангельским призывам Спасителя, и Господь не оставит нас Своею милостью, подаст силы в борьбе с грехом, разумение в вопросах веры и твердость в исповедании Истины Христовой.

Спасайтесь, братия и сестры, и помните, что долготерпеливый и щедрый Господь не покинет нас никогда, если мы сами, утратив духовную бдительность, не уклонимся от Святого Православия.

Аминь.

Архипастырское послание, 1993 г.

_______________

Источник: Высокопреосвященнейший Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Голос вечности. Проповеди и поучения. – Изд. 3-е, испр. и доп. – СПб, 1994.

(39)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *