Проповеди

05

ПРОПОВЕДЬ в Неделю 2-ю по Пасхе, о Фоме.

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Христос Воскресе!

    Дорогие братья и сестры. Сегодняшнее евангелие нам повествует о встрече апостола Фомы с Воскресшим Господам нашим Иисусом Христом.

Все святые апостолы не сразу, с большим трудом поверили, что Иисус Христос воскрес из мертвых. Позже всех поверил Фома. Сомнение Фомы было сомнением любящего сердца, желающего удостовериться в истине. Фома усомнился, и Господь, явившись во второй раз, показал ему руки и ноги Свои и сказал: Осяжи, «и не буди неверен, но верен» Или в русском переводе, — «не будь неверующим, но верующим» (Ин.20,27). «Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.» (Ин. 20, 28 – 29).

Кто же эти «невидевшие и уверовавшие»? Это все бесчисленные поколения христиан, которые жили и живут силою Воскресения Христова!

Что же такое вера в Бога и насколько она нам необходима?  О необходимости веры четко и ясно сказал Сам Господь наш Иисус Христос: «Иже имеет веру и крестится, спасен будет, а иже не имеет веры, осужден будет». (Мк. 16,16).

«Св. апостол Павел говорил, что вся сущность Евангельского учения сводится к вере, надежде и любви. Надо, следовательно, иметь нам глубокую веру для того, чтобы быть христианами, для того, чтобы быть восприемниками благодати Божией. Св. ап. Павел сказал: «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11,1), — т.е. уверенность в том, что невидимое существует. Вера есть осуществление ожидаемого, т.е. глубокая уверенность в том, что осуществится то, чего мы ждем. (Вера есть то, чего очи твои плотские не видят, и руки не осязают, но сердце твое и ум твой несомненно утверждают, что это должно быть именно так, а не иначе).

Был великий пример веры, явленный нам многострадальным Иовом, потому что в несказанных страданиях своих сохранил он глубочайшую веру и покорность воле Божией. Он сказал удивительные слова: «Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его!» (Иов.19, 25-27). Так сильна, так действенна была вера его, что он говорил о том, что не только верит, но знает, что Искупитель его жив. Вот такую веру должны мы иметь, для того чтобы воспринимать Божию благодать.

Мы познаём Бога по проявлениям Его. Мы познаем Его по проявлениям силы и могущества Его, по действиям Его на сердца наши. По действиям Божиим, по излияниям на нас силы Божией, по благодати Божией, которую мы ощущаем в сердцах наших, познаем мы Его. Вера недоказуема. Много, много было споров, много было попыток доказать, что Бог существует и что Бога нет. Но никто на продолжении всей истории человечества не мог доказать ни того, ни другого. Бога можно воспринимать только чистым сердцем…

Нужно хранить сердце своё, потому что оно есть орган, которым мы верим, которым мы воспринимаем благодать Божию. Св. Иоанн Златоуст сказал: «Как змей ничего не бережет, и когда самое тело его рассекают на части. Не сильно защищается, чтобы соблюсти голову, так и ты всё отдай, и имение, и тело, и самую душу, чтобы сохранить веру. Ибо вера есть глава и корень. Если ты сохранишь её, то, хотя бы и всё потерял, опять всё приобретёшь с большеё славой»» (Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий).

     Вера – это также и верность Богу. Многим кажется, что достаточно верить в существование Бога, и что можно считать себя верующим. На самом деле верующим можно назвать только того, кто верен Богу. Что значит быть верным Богу? У каждого есть понятие о верности: верность своему слову, верность долгу, обязанностям, супружеская верность. Точно так же мы должны быть верны Господу Иисусу Христу, который нас создал и желает даровать нам Вечную Жизнь. Страшитесь отступления от веры, как начала всех зол… «Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек» (Пс. 124, 1).

     Если ты убежден, что Бог есть, что Бог жив, что Бог – это Бог, и Он вечен, премудр, свят, благ, вездесущ, всеведущ – это немало, но это – еще не вера спасающая.

«Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» (Иак. 2, 14-20).

Верующий во Христа ничем другим не может доказать свою веру, кроме исполнения того, что заповедано Им, и удаления того, что Им воспрещено. Иоанн Златоуст учит: «Ни Крещение, ни отпущение грехов, ни знание, ни участие в Таинствах, ни Священная Трапеза, ни вкушение Тела Христова, ни приобщение Крови и ничто другое из таковых не может нам принести пользы, если мы не будем иметь жизни правой и честной и чистой от всякого греха».

Сам Господь говорит: «Не всякий говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф.7, 21 – 23). А так же: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 34-35).

Вера – это также и доверие Богу, в Его промышление о нас. Мы не всегда понимаем, что нам полезно, полагаемся на себя, что сами лучше знаем как устроить нашу жизнь, требуем от Бога исполнить то или иное наше желание. Но лишь Господь знает точно, что нам требуется в тот или иной момент нашей жизни. Он ведет всех желающих спасения к Себе, хотя и не теми, может быть, путями, какими мы хотели бы. Будем покоряться воле Божией и без ропота принимать от руки Божией всё, что Ему угодно будет послать. «Елико (насколько) отстоят востоцы от запад, тако помышления ваша от мысли Моея» (Ис.55:9).

Дорогие братья и сёстры, будем веровать в Господа нашего Иисуса Христа и поклонятся Ему. Покорим себя Ему и постараемся исполнять волю Его во всякое мгновение. Всей душой предадимся благой воле Божией, спасающей нас, любящей, желающей через малые скорби земной жизни привести к вечному блаженству, во славу чад Божиих. Аминь.                                         Протоиерей Иоанн Рубанович

Добавлено 01.05.2018

~~~~~~~~~~~~~

Мученики Маккавеи- пример для нынешних православных христиан

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

  Дорогие братья и сестры. Сегодня  (14 августа) Православная Церковь чтит память семи мучеников Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Адима и Маркела, а также их мать Соломонию и учителя Елеазара, которые пострадали за веру в 166 году до Рождества Христова от сирийского царя Антиоха Епифана. Антиох Епифан поработил еврейский народ и проводя политику эллинизации населения ввел в Иерусалим и по всей Иудеи греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.

    Старца Елеазара, принуждали есть, назначенное от царя, жертвенное мясо, а так как он отказывался, просили хотя бы сделать вид, для того чтоб избавиться ему от смерти. Он же сказал «…недостойно нашего возраста лицемерить, дабы многие из юных, узнав, что девяностолетний Елеазар перешел в язычество, и сами вследствие моего лицемерия, ради краткой и ничтожной жизни, не впали через меня в заблуждение, и через то я положил бы безчестие и пятно на мою старость. Если в настоящее время я и избавлюсь мучения от людей, но не избегу десницы Всемогущего ни в сей жизни, ни по смерти. Посему, мужественно расставаясь теперь с жизнью, сам являюсь достойным старости, а юным оставлю достойный пример – охотно и доблестно принимать смерть за досточтимые и святые законы…»(2 Макк.6, 24-28). Тогда его повели к мучителю, и он мужественно принял смерть за истинную веру.

   Случилось также, что были схвачены семь братьев с матерью и принуждаемы царем есть недозволенное свиное мясо, быв терзаемы бичами и жилами (2Макк.7,1) . Один из них, приняв на себя ответ, сказал: «…….мы готовы лучше умереть, нежели преступить отеческие законы» (2 Макк. 7,2). Тогда царь, озлобившись, предал его ужасным истязаниям на глазах у братьев и матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил Соломонии склонить сына отступить от отеческих законов, чтобы сохранить ему жизнь, но мужественная мать укрепляла его в исповедании Истинного Бога.  « Тогда разгневанный царь поступил с ним еще жесточе, нежели с прочими, негодуя на посмеяние. Так и этот кончил жизнь, всецело положившись на Господа. После сыновей скончалась и мать (2 Макк. 7, 39-41)».

   Подвиг святых братьев Маккавеев воодушевил Иуду Маккавея, который с братьями поднял восстание против Антиоха Епфана, длившееся с 166 по 160 г до Рождества Христова и, одержав победу, очистил Иерусалимский храм от идолов.

   Эти  мученики Ветхого Завета, являются примером и для нас нынешних православных христиан. «Новый Завет скрыт в Ветхом Завете, а Ветхий Завет раскрыт в Новом» — говорил блаженный Августин. Их подвиг равен христианскому подвигу, основанному на таких добродетелях как вера  в Бога, надежда и упование на Бога, любовь к Богу и ближнему, всецелое послушание и непоколебимая верность Господу Богу. Ветхозаветный человек еще не был искуплен крестными страданиями и кровью Господа нашего Иисуса Христа, Царство Небесное было недоступно,  но мир жил ожиданием Спасителя, о котором говорили пророки. И верные Богу люди старались жить по закону Моисееву, данному ему Богом на горе Синай. Таков был и старец Елеазар, и братья Маккавеи с матерью. Были и другие, ради которых также, Господь и дал победу народу еврейскому над царем Антиохом.

    Как сохранить веру, пронести её через всю жизнь, и даже принять смерть и не отречься? Сколько мы видим в истории и вокруг примеров, когда, зная об истинном Боге, о Спасителе нашем, люди отступают от Него ради преходящих земных благ. Даже православные христиане, многие ради моды крестятся, а живут как язычники – в блуде, обмане, любостяжании (стремление к приобретению богатств), зависти, лицемерии….. И это считается социальной нормой. Грех перестал считаться грехом, и при этом стало стыдно быть набожным, часто ходить в церковь, молиться…. Такая жизнь недостойна звания христианина. Как можно зваться православным христианином, живя, как язычник?  « Кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда придет во славе Своей и Отца, и святых Ангелов», — говорит Спаситель (Лк.9,26).  Сохранить веру возможно при помощи Божией и  желании самого человека. Сколько мы знаем святых мучеников и исповедников, сколько верных православных христиан были есть и в настоящее время – это те праведники¸ ради которых Господь сохраняет этот мир, как некогда Он сказал про Содом и Гоморру «…не истреблю ради десяти» (Быт.18, 32).

   Подвиг мученический – это самый высокий подвиг. Про него Иисус Христос сказал: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтеся и веселитеся, ибо велика ваша награда на небесах..» (Мф. 5, 11-12).  Высоким образцом мученического подвига служат Сам Христос Спаситель, апостолы и безчисленное множество мучеников. За подвиг мученичества Господь обещает великую награду на Небесах, т.е самую высокую степень блаженства в будущей вечной жизни. «Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас. Теми он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1 Петр.4, 14-16).

   Каким образом мы можем уподобляться святым мученикам Маккавеям, память которых сегодня совершаем? Быть стойкими и мужественными в вере, не предавать православие, уклоняясь в еретические религии, секты и раскол. Жить по заповедям Божиим, любить ближних своих, быть примером православного образа жизни. Уклоняться от безумств мира, про которые еще царь Соломон сказал: «Не довольно было для них заблуждаться в познании о Боге, но они, живя в великой борьбе невежества, такое великое зло называют миром. Совершая или детоубийственные жертвы, или скрытные тайны, или заимствованные от чужих обычаев неистовые пиршества, они не берегут ни жизни, ни чистых браков, но один другого или коварством убивает, или прелюбодейством обижает. Всеми же без различия обладают кровь и убийство, хищение и коварство, растление, вероломство, мятеж, клятвопреступление, расхищение имуществ, забвение благодарности, осквернение душ, превращение полов, безчиние браков, прелюбодеяние и распутство» (Прем. 14, 22-27).  «Придет на них осуждение, и за то, что нечестиво мыслили о Боге…презирая святое» (Прем.14,30).

  Дорогие братья и сестры, будем же мы с вами верными Господу нашему Иисусу Христу, которому слава, честь и поклонение всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Протоиерей Иоанн Рубанович 

«О любви к Богу»

   «Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею. Сия есть первая и наибольшая заповедь (Мф.22,23 – 38)». В любви к Богу не может быть никакого самолюбия или оттенка эгоизма. Любовь к ближним, особенно сродникам, всегда предполагает и любовь к себе. Мы любим отца или мать больше чем незнакомых людей. Отчего? Потому что это – наши отец и мать. Наши. То есть они в себе содержат часть нас самих. Любовь к матери или к отцу – это любовь не во всей полноте, не так чиста, как любовь к Богу. Любовь к Богу должна занимать первое место в нашем сердце и быть для нас выше всякой другой любви.02  «Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин; и иже любит сына или дщерь паче мене, несть Мене достоин (Мф.10,37)». Так мы должны любить Бога больше всего и ясно и понятно. Он даровал нам жизнь, дает пищу, одежду и жилище; Он послал Единородного Сына Своего спасти нас от наказания за наши грехи; Он даровал нам Ангелов-Хранителей, Он даровал нам спасительные Таинства, Он о всем промышляет и все охраняет; у Него сосчитан каждый волосок на голове нашей; Он всем добрым приготовил Царство небесное, да и грешных завёт туда. «Приидите ко Мне, вси труждающиися и обременении, и Аз упокою вы (Мф.11,28)». Кого же после этого и должны мы любить больше всего, как не Господа, Отца, Промыслителя и Спасителя?  Самый верный признак того, что в нас нет ещё и зачатков любви к Богу, есть тяготиться служением Богу, нехотя исполнять, а, тем более, совсем не исполнять своих обязанностей в отношении к Нему. Разве любит тот, кто не желает снести никакого труда для Бога, не хочет преодолеть трудностей?Истинная любовь обнаруживается в скорбях и борьбе со страстями. Мирская изнеженность не прилична чувствам и достоинствам любящим Бога. Хотите сделать жертву вашу приятную Господу? – исполняйте её скоро и не испытывая, чего она стоит вам.  Мир требует от последователей своих пожертвований гораздо тягчайших. Ему стоит только потребовать, и они тот час исполняются. Неужели для одного только Господа не пожертвуют ни чем без изследования? Как мало люди любят Господа, когда сами себе приписывают границы, в доказательствах Ему любви нашей.

03Многие говорят, что они будут служить Богу в летах преклонных; но достигнут ли этих лет, на которые надеются? А если и достигнут, то смогут ли переменить себя так легко, как об этом думают? Опыт доказывает, что преклонный возраст делает нас только опытными, а не мудрыми.  Не то значит служить Господу, чтобы посвятить Ему бедные остатки дарованной нам жизни. Что за жертва для Господа, когда мы доживём до состояния, в котором не будем иметь ни сил, ни способов служить Ему. Сомнительно, чтоб могли мы терпеливо сносить иго Христа, когда решились принять его на себя уже изнуренные игом этого мира. «Господи, Господи, отверзи нам (Матф.25,11)», говорили девы юродивые, но было уже поздно и безполезно толкаться в дверь. Кто не посвящает Господу начало своей жизни, должен опасаться, что Бог, для наказания его, не допустит видеть и ее конец. Крепка, пламенна, удивительна была у истинных рабов Божиих любовь к Богу. Так апостол Павел желает разрешитися и со Христом быти. Преподобномученик Анастасий Персянин, прошедши всякий путь, ведущий к добродетели, приобрёл такую любовь к Богу, что просил Его, чтобы Он помог ему окончить жизнь кровию и в муках. А про всех святых можно сказать как бы их устами: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь или теснота, или гонение или голод, или нагота или опасность или меч? Как написано: за Тебя умерщвляют нас вясякий день (Рим.8, 35 – 36). Такова была любовь к Богу у святых Божиих, и ею они оставили нам прекрасный пример для подражания. Ведь и мы должны любить Бога, как они. Люби пламенно – и любовь усладит труды твои, и Господь даст утешение любящим Его.

   Любовь к Богу невозможна без любви к ближнему. Многие полагают, что они и без любви к ближнему спасутся и что достаточно с них доказать свою любовь к Богу постом, молитвами и другими подвигами, касающимися только их одних. Подобные люди ошибаются: кто не имеет любви к ближнему, тот не имеет и любви к Богу, и таким образом ему никогда не спастись. Да и понятно. Какая это будет любовь,  когда я буду говорить, что люблю Бога, а сам буду творить дела диавола? И какая это будет любовь, когда я буду говорить, что люблю Бога, а сам буду оставлять нищих без подаяния, печальных без утешения, вдовам и сиротам не отру слёз их? Какая это будет любовь, когда я буду говорить, что люблю Бога, а сам буду брата своего ненавидеть? (см.1 Иоан.4,20).  Любовь к Богу приобретается любовью к образу Божию  — человеку. Будь милостив и снисходителен к ближним, прощай их недостатки. Делай добро по желанию другим добра, по сознанию на то воли Божией, во славу Божию, а о том как взглянут на то люди, не заботься. 03Если ближний и недостоин любви твоей, по твоему мнению, то достоин Бог, Которого он есть раб и Которого образ на себе носит; достоин Христос, Который Кровь Свою за него излиял. Делай добро всем не рассматривая их достоинства и добрые качества, делая это для Господа. Сам Господь научает Своим примером делать добро всем, даже неблагодарным. Господу угодно, чтобы на земле были и бедствующие, чтоб через терпение соделались Святыми, а ты сделайся таким через любовь твою к ближним. Будь скор на помощь, если можешь помогать. Медленность и отсрочка всегда несколько уменьшают достоинства благодушия. Пусть любовь твоя к ближним будет щедра и обильна. Быть скупым к услугам ближним, значит не радеть о исполнении закона любви. Если не можешь помочь ближнему сам собою, то помоги ему через других, по крайней мере, проси Господа о ниспослании ему милостей. «Дайте и дастся вам (Лук.6,38)». Пожертвуй несколькими благами временными, Господь наградит тебя вечными. Не оставляй ближнего без совета, тогда и Господь по внушениям Своим, изведет тебя из обстоятельств трудных и гибельных. Утешь огорченных, тогда и Бог ниспошлет тебе утешение чрез Слово Благодати, и возвеселит в бедствиях.

Учись в терпении переносить чужие недостатки и слабости, какие бы ни были, потому что и у тебя есть много такого, что другие переносить должны.

04Любовь так же, как и всякая другая добродетель, приобретается не вдруг, а постепенно с трудом и понуждением, с великим внутренним подвигом и молитвой. И прежде всего требует глубокого смирения перед Богом и людьми. Смирение и искреннее сознание своего недостоинства – скорый помощник во всех добродетелях, также и в приобретении любви. Кого тяготят грехи, тот да помышляет, что любовь покрывает множество грехов, чья совесть удручена множеством беззаконий, тот да помышляет, что любовь есть исполнение закона. Если мы не достигнем совершенной любви, то, по крайней мере, позаботимся и постараемся не иметь зависти, ненависти и памятозлобия. Кто любит ближнего, тот  исполняет свою любовь к Богу, потому что Бог его милосердие переносит на Самого Себя. Любовь к Богу не имеет меры, как любимый Бог – предела и ограничения. Но любовь к ближнему имеет предел и ограничение. Если ты не будешь держать ее в подобающих пределах, она может отдалить тебя от любви к Богу, причинить большой вред, даже погубить тебя. Воистину ты должен любить ближнего, но так, чтобы этим не причинить вред своей душе. Делай всё просто и свято, не имей ввиду ничего, кроме угождения Богу. И это охранит тебя в делах любви к ближнему от всяких неверных шагов. Люби всякого столько, сколько повелевает Господь. Чтобы любовь твоя к Богу не страдала от любви к тварям – люби в них Единого Творца.  

  Из всего вышесказанного, вы, конечно, должны были увериться, что любовь к Богу должна состоять в том, чтобы мы любили Бога не словом, а делом, и любили Его больше всего. Будем из любви к Нему соблюдать заповеди, помня, что не слушатели, — но творцы закона оправдятся. Будем постоянно умом и сердцем стремиться к Нему, благословлять Его за благодеяния, прославлять за Его милость, восхвалять Его за благость и милосердие. Славить как за радости, так и скорби, которые Господь дает для нашего блага. А, наконец, и вообще приблизимся к Нему верою, окрылимся надеждою на Него и обымем Его любовью нашею Аминь.

                                                                                Протоиерей Иоанн Рубанович

 

 

 

НЕДЕЛЯ 14-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.

БРАЧНОЕ ОДЕЯНИЕ ДУШИ

 

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

     Дорогие братья и сестры. В нынешнем Евангелии излагается притча о браке царского сына.

«…Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я  приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак, пойдите на распутия и всех, кого найдёте, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг, как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных.» (МФ.22, 2-14)

     Царь, который сделал пир, есть Бог Отец; сын царев есть воплотившийся Сын Божий, невеста Которого есть Церковь. Брачный пир есть предложенная через Христа трапеза Евангельского учения и спасительных таинств. Посланные звать на пир рабы – пророки, апостолы и служители Церкви Христовой. На сей пир через пророков и апостолов прежде всех народов званы были иудеи, но временные блага отвлекли их от принятия закона Христова и от обещанного блаженства. Они даже часто ругались над посланниками Божиими и убивали их. Посему Бог послал на них римское войско, которое истребило их, а город Иерусалим, вместе с храмом его, обратился в груду пепла и камней. Когда же иудеи не захотели воспользоваться милостями Господними и только немногие из них уверовали во Христа, тогда Господь повелел апостолам идти во все страны вселенной и проповедовать слово Божие всем язычникам. Многие из язычников, считавшиеся отверженными от Царства Божия, охотно откликнулись на зов божественный, присоединились к обществу христиан и начали славословить трисвятое и великолепое имя Святой Троицы. Так образовалась на земле Церковь Христова и в ней, любовью божественной, открыто было для всех людей пристанище спасения, уготована божественная трапеза, где все верные могли преизобильно пользоваться благодатными дарами, питаться нетленной пищей и утолять жажду духовную из неистощимого и живоносного источника благодати.

   Через Евангелие Господь Бог и всех нас зовёт на пир, который есть жизнь вечная. Он говорит нам: «Всё готово, придите!» Действительно, всё готово: Иисус Христос страданием и смертью Сам приготовил нам вечную жизнь. Мы идем к ней, если веруем в Бога и исполняем заповеди Господни. «блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием (Лк. 14,15). Блаженны званые на брачную вечерю Агнца (Откр.19,9).  Но многие из нас похожи на тех людей, которые вместо того, чтоб идти на приглашение царя, идут кто на поле, кто на торговлю свою, то есть, предпочитают житейские суетные занятия последованию за Иисусом Христом. Что может быть неблагодарнее и преступнее подобного отказа от божественного призывания? Так часто мы относимся к Богу, потому что очень мало любим Его.       Но кто-то приходит: и злые, и добрые, и больные и убогие – всех принимает Господь. Кого же не принимает Он? Только тех, кто не в брачной одежде. Может представиться, что царь, призвав нищих и убогих с перекрестков дорог к себе на пир, несправедливо требует от них, чтобы они были одеты в праздничные одежды. Но для лучшего понимания этой притчи надо знать, что на востоке, когда царь звал гостей к себе на пир, то он же и припасал для них праздничные одеяния. Тот, кто не соглашался одеться в них, наносил обиду доброму и гостеприимному хозяину. Это обстоятельство уясняет смысл притчи в отношении к нам. Где же нам, немощным и нищим, собственными силами найти возможность явиться в одеянии, достойном небесной трапезы? Но ведь Господь, по милости Своей, Сам приготовил и предлагает нам средства. Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф.20, 28).  Сам Иисус Христос научает нас, как и чем угодить Отцу и Царю Небесному: умирает, чтобы искупить нас; возносится на небо, где уготовляет место нам; обещает всем верующим в него даровать им Духа Святого, Который поможет им отвергнуть жизнь греховную и облечься в нового человека. Только облекшись в нового человека, созданного по Богу, в правде и в преподобии истины, возродившись вновь, можем войти в Царство Небесное.

     Надо помнить, что Господь призвал нас с дорог и распутий на Божественный пир не потому, что мы достойны, а по неизреченной милости Своей.  Друг, как ты вошел сюда не в брачной одежде? (Мф.22,12)  О таком брачном одеянии души нашей говорит апостол Павел, преподавая верующим следующие наставления. Облекитесь как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенств (Кол. 3, 12-14).  Не каждый пришедший в Церковь Христову  облекается в эту брачную одежду, желая участвовать в благодатном общении с Господом. Есть те кто приходит, ища в Церкви лишь утешения, решения своих проблем, перекладывая на Бога ответственность за свою греховную жизнь, например, «Не будем больше ходить в воскресную школу, так как родители ребёнка все равно развелись», «Какую свечку и куда нужно поставить, чтоб Бог помог?», «Не будем венчаться, потому что потом нельзя будет разводиться». Есть те кто живет церковной жизнью, но отвергает брачную одежду благочестия, через суеверия, осуждения и недоброе отношение к другим. Если мы не будем жить по-христиански, если ограничимся одной наружной праведностью, то пред лицом Праведного Судии – Бога явимся как бы обнаженными, с одной своей греховной нечистотой и безобразием, и потому будем лишены небесного блаженства. Добрые дела, совершаемые нами со смиренным сознанием нашего недостоинства и с молитвой о благодатной помощи Божией, именно и служат для души нашей той брачной одеждой, которая покроет нашу естественную немощь и соделает нас непостыдными пред лицом Божиим на страшном суде Его.

     Главной опорой нашей богоугодной деятельности должна быть любовь. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин.13,35) – сказал Иисус Христос Своим ученикам при прощальной беседе с ними. Истинный христианин любит Бога и ближнего своего. Любит Бога тот, кто любит брата своего. Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?(1Ин.4, 20). Любовь к Богу и ближним поистине та золотая нить, которой сплетается светлая одежда оправдания нашего перед Богом. Только через любовь достигнем мы благодатного общения с Богом в Царствии Небесном. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1Ин.4,16),говорит апостол Иоанн. Без любви никакие духовные дарования и подвиги не будут иметь значения в очах Божиих. Святой апостол Павел весьма выразительно изъясняет это в следующих словах: если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая и кимвал звучащий. Если имею дар пророчества и знаю все тайны и имею всякое познание и всю веру, так что [могу]и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1Кор. 13,1-3).

     Господь Иисус Христос всех людей призывает к участию в уготованной Им вечере божественной любви, для всех открыл вход в Царство Небесное, кто только желает спасения и бывает послушен гласу божественного призывания. Благодать Божия сильна очистить от греха и спасти всех искренне кающихся. Покаянием можно и нужно возвратить чистоту брачных одежд, данных нам при Крещении, чтобы в час суда не услышать: «Друг, как ты вошел сюда не в брачной одежде?» (Мф.22,12). Прибегнем же к  Господу с полной верой, что Он дарует нам обещанную помощь; попросим Его укрепить в нас веру, любовь, раскаяние в грехах наших, дать нам силы на исправление, да не будем изгнаны от трапезы царской, но приняты как чада Христовы.

Аминь.

Протоиерей Иоанн Рубанович

(76)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *